- Правотворчество
ПРАВОТВОРЧЕСТВО — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность, связанную с познанием потребности нормативного урегулирования тех или иных отношений, принятием в соответствии с познанной необходимостью новых нормативных актов (а также отмена или изменение действующих актов). Такой двойственный подход к пониманию правотворчества объясняется тем, что в нем отчетливо выделяются два этапа: на первом из них (его именуют предпроектным, предзаконодательным) выявляется правообразующий интерес. На втором (проектный этап) этапе происходит закрепление выявленного интереса в разрабатываемом и издаваемом правотворческим органом акте. При этом исторически сложилось так, что первому этапу, этапу правотворческого познания, не уделялось должного внимания. Не существовала специальных механизмов выявления, учета и действительного отражения социальных интересов (интересов участников рассматриваемых отношений) в правотворческом акте.
И в том, и в другом случае правотворчество — специализированная форма государственной деятельности и форма государственного руководства обществом, связанная с созданием правовых норм, их изменением, а при необходимости и отмены. Правотворчество, кроме того, направлено на упорядочение, приведение в определенную систему изданных нормативных актов, т.е. связанно не только с их изданием, но и систематизацией. Можно поэтому указать на несколько функций правотворчества. Главная и основная из них — выработка новых правовых норм. Эта функция означает, что правотворческий орган придает общей, или согласованной, воле характер общегосударственной воли, т.е. возводит общую волю в закон.
Не менее важными функциями правотворчества, хотя и производными от первой из уже отмеченных, являются функции, связанные с: а) изменением действующего законодательства; б) отменой устаревших норм права; в) систематизацией законодательства (нормативного хозяйства). Поскольку правотворчество включает и предпроектный этап работы, то к числу отмеченных функций следует также отнести функцию правотворческого познания.
Сущностью правотворчества является процесс (деятельность) возведения объективно формирующихся норм и принципов естественного права в форму закона и таким образом закрепление в нем общей или согласованной воли (или общего интереса), в котором учтены, согласованы самые разнообразные специфические частные интересы разных групп населения.
Как специфическая деятельность, правотворчество характеризуется следующими признаками: является преимущественно деятельностью государства; имеет организационную направленность; отображается в формулировании нормативно-правовых актов; строго регламентируется правовыми нормами. Специфика правотворчества заключается также в его субъекте. Субъектами правотворчества являются государство, его органы, компетентные принимать нормативно-правовые акты, и уполномоченные на то должностные лица. В том случае, если акт правотворчества является результатом непосредственного волеизъявления народа, его субъектом признается народ. В ряде случаев правом принимать нормативные акты наделены общественные объединения. Кроме того, юридическая возможность «творить право» признается также и за некоторыми другими субъектами.
С учетом отмеченного можно сделать вывод о том, что правотворчество охватывает своим содержанием: а) познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации; б) определение органа или иного субъекта, правомочного принять нормативный правовой акт; в) выбор юридической формы предполагаемого акта; г) подготовка, принятие или изменение правового акта в соответствии с установленным законодательством процедурами. Все эти составные части правотворчества находятся между собой во взаимосвязи и единстве. Отсутствие какого-либо из этих элементов указывает на дефективность правотворчества. Так, неадекватная оценка потребности правового регулирования в том случае, когда целесообразнее было ограничиться внесением изменений в уже действующий нормативный акт, неадекватный выбор формы правового акта способно привести к девальвации закона.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.